Скоро в школу!

Видеоконсультация для родителей будущих первоклассников

Готовность ребенка к школе. Что это такое?

Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования

О преемственности дошкольного образования  и 1 ступени общего среднего образования

Советуем почитать

СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ
1. Алексеева, Е.Л. Использование образовательных решений ЛЕГО
при подготовке ребенка к школьному обучению /Е.Л.Алексеева, Е.А.Бохан //
Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2013. – №6. – С.32-36
2. Анищенко, Н.В. Критерии и показатели оценки результатов учебной
деятельности на I ступени общего среднего образования.-2019 / Пачатковая
школа № 2.- 63с.
3. Атрашкевич Г. Ищем пути взаимодействия.-2016 / Пралеска № 9.- С. 34
4. Ашмянская, А. В. Рекомендации по подготовке детей к обучению в школе /
А. В. Ашмянская / Пачатковая школа. - 2020. - № 6. - С. 60.
5. Волков, Б. С. Готовим ребенка к школе / Б. С. Волков. Н. В. Волкова.-СПБ. :
Питер, 2008.
6. Гапанович-Кайдалова Е. Как подготовить ребенка к школе и развить
его способности. Рекомендации для родителей. .- 2021 / Пралеска № 2. - С.10-
14.
7. Годовой курс подготовки к школе: для детей 6-7 лет / Н.М. Липская, И. М.
Мальцева, С. В. Пятак, Т. В. Сорокина. - М. : Эксмо, 2017.
8. Грабарь,Н.Д. Ребенок идет в первый класс. Что нужно знать родителям. /
Н.Д.Грабарь / Пачатковая школа.-2021.- № 7 – С. 14.
9. Давидович А. О преемственности дошкольного и общего среднего
образования в современных условиях: организационный, содержательный и
образовательно-технологический аспект.-2014 / Пралеска № 8.-С.4-8
10.Жукова И. Решая обозначенные проблемы. .-2014 / Пралеска № 8.- С.18-22.
11. Ковалева, Е. С. Готовис ребенка к школе / Е. С. Ковалева, Е. И. Синицына, -
М. : Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.
12.Медведская, Е.И. Психолого-педагогические трудности обучения
первоклассников.-2018 / Пачатковая школа № 8.- С.56-61.
13.Савенков А., Смолер Е., Островская А. Теоретические подходы
к организации исследовательской деятельности в условиях преемственности
дошкольного и I ступени общего среднего образования -2017 / Пралеска
№ 7.-С.5
14.Шемерей, Н. М. Эффективность работы педагогов в период преподавания
интегрированного учебного курса «Введение в школьную жизнь» /
Н. М. Шемерей // Пачатковая школа. – 2017. – № 7
15.Шинкарчук, И. А. Практикум по преемственности между дошкольным
образованием и первой ступенью общего среднего образования /
И. А. Шинкарчук // Пачатковая школа. – 2016. – № 8/
16.Узорова, О. В. 1000 упражнений для подготовки к школе / О. В. Узорова,
Е. А. Нефедова. - М. : АСТ, 2018.

свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Подготовка к школе — серьёзная и трудная задача. От её решения во многом зaвисит желание и готовность ребёнка учиться его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Именно поэтому каждый ответственный и любящий родитель задаётся вопросом: как создать необходимое условия для развития своего ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько пoлезных практических рекомендаций.
 
Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребёнка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям, прежде всего матери, нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.) максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождал живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только будет чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется и на развитие мышления и других психических функций. Постепенно список для прослушивания должен пополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребенка.
 
Обязательно обсуждайте читаeмoe с ребенком произведение. Весьма распространённой ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребёнку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова.
 Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш ещё не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребёнка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения.
Во-вторых, малыш может сделать из почитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив кaчества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребенком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребенка к основной мысли автора, морали произведения.
 
Тщательно отбирайте художественные произведения, предлагаемые ребенку для прослушивания и чтения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены. Важно самому перечитать произведение, подумать, все ли будет ребенку понятно, чему оно учит.
Сами читайте художественную литературу, в том числе современные произведения белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
 
Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умения работы с информацией, классификации, структурирования.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания. используя энциклопедии, словари, интернет и др.
Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.
Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано знать .слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. Так возникший интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, теряется вера в себя и свои способности.
 
Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередование труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребенком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что случилось, а что нет, почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основе такого анализа и самоанализа приучать ребенка вносить коррективы в свои дальнейшие планы.
 
Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребенком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре).
 
Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не бездумное копирование по образцу, указать возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.
 
Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Ребенку необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных возможностей. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями),подвижные игры со сверстниками, с членами семьи),регулярные прогулки на свежем воздухе, походы(пешие, велосипедные и др.). Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.
 
Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством.
 
Побуждайте ребенка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, витража, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.). Подобная работа будет содействовать развитию творческих способностей, а также мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
 
Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте. учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребенка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус. Если у ребенка есть музыкальный слух и желание, предоставьте ему возможность заняться вокалом или научиться играть на музыкальном инструменте, поступить в музыкальную школу. После учебного года в музыкальной школе ребенку будет легче адаптироваться к обучению в общеобразовательной школе.
 
Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки, разобраться с вашей помощью в сути происходящего вокруг с ним. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, двигательной, трудовой и т.д. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировка стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.
 
Желаем успехов!
 
Подготовлено на основе материалов научно-методического журнала «Пралеска» (Гапанович-Кайдалова, Е «Как подготовить ребенка к школе и развить его способности»/Е. Гапанович-Кайдалова.-М.: «Адукацыя i выхванне», 2021.-№2.-10-13с.)
свернуть

Психологическая готовность ребенка к школе

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

( Венгер Л. А.)

Психологическая готовность к школе – это необходимый уровень психологического и психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в классе.

Составляющие психологической готовности:

1. Мотивационная готовность. (Имеет желание идти в школу, вызванное учебными мотивами).

2. Интеллектуальная готовность. (Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний).

3. Личностно – социальная готовность. (Умеет общаться со взрослыми и со сверстниками).

4. Эмоционально – волевая готовность. (Умеет контролировать эмоции и поведение).

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ НЕ ВОЗНИКАЕТ У ДЕТЕЙ САМА ПО СЕБЕ!,

а образуется постепенно:

· в играх ;

· в труде ;

· в общении со взрослыми и сверстниками;

· в непосредственно образовательной деятельности

 

Рассмотрим каждую составляющую подробнее:

Мотивационная готовность

Чтобы развить мотивационную готовность формируйте положительное отношение у ребенка к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе.

Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая хорошие, смешные и радостные моменты.

Устройте малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться.

Расскажите ребенку о школьных порядках: как вести себя на перемене, уроке. А еще лучше поиграйте с ребенком «в школу». В игровой форме дети смогут отрепетировать как себя вести в школе, начать лучше понимать что такое быть учеником, и как это интересно и здорово.

Смотрите вместе с ребенком мультфильмы о школе, читайте вместе книги о школе, обязательно комментируя содержание книг и мультфильмов и настраивая ребенка на позитивный лад.

 

Интеллектуальная готовность

К интеллектуальной готовности относят развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что - то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе; способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, развитие мелкой моторики.

Как развивать:

Почаще разговаривайте с ребенком, побуждайте ребенка говорить о себе, о своем представлении об окружающем мире, о том что он чувствует и о чем думает, учите ребенка выражать свои мысли грамотно.

Учите ребенка выслушивать других не перебивая.

Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию внимания и памяти.

Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте.

Развивайте мелкую моторику ребенка: организуйте игры с песком, мелкими предметами. Почаще давайте ребенку играть с пластилином, рисовать.

Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно - следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Рассказывая что-либо ребенку, отвечая на его вопросы не забудьте в конце спросить: «А ты как думаешь? Почему?», тем самым вы будите развивать мыслительную деятельность ребенка, его познавательную активность и формировать коммуникативные навыки.

Личностно - социальная готовность

Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.

Как развить:

Необходимо дать ребенку возможность проявлять инициативу в общении и самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр. Если ребенок сам не проявляет активность в общении попросите его спросить что-нибудь у продавца в магазине, самому рассказать лечащему врачу в поликлинике о своем самочувствии, поздороваться и поиграть с ребятами на детской площадке и пр.

Необходимо объяснять ребенку как можно разговаривать со старшими, а как со сверстниками. Научите ребенка, что воспитателя, а затем и учителя нужно называть на «вы» и по имени отчеству. Рассказывайте ребенку о нормах и правилах в общении с разными людьми (с родителями, со взрослыми, со сверстниками, на игровой площадке, в магазине, в поликлинике и т.д.)

Помогайте ребенку освоить правила и нормы общения на личном примере. Помните, что дети учатся подражая значимым взрослым. Будьте вежливы и доброжелательны в общении с окружающими людьми и ваши дети научаться поступать также, просто наблюдая за вами.

Эмоционально - волевая готовность

Она включает в себя:

· способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно

· адекватную самооценку и положительный образ себя

· умение сосредоточиться, управление эмоциями

 

Сформировать эти качества можно через игру. Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д.

Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности.

Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать.

Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

И важно то ,что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной ( а значит, далеко не всегда положительной ) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что " школа плохая ", " учитель злой " и т. д. Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.

 

В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Ребенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.

Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Помните, саморегуляция – основа готовности к школе !

 

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 2007. - Т.2

2. Анастази, А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 2006. – 210 с.

3. Безруких, М.М, Ефимова С.П. Ребенок идет в школу, - М.: Академия, 2008. - С. 4-22.

4. Битянова М., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», 2005.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца, -М: 1995

7. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 240 с.

8. Венгер, А.А. Ваш ребенок идет в школу. - М., 2009. - С. 3 - 59.

9. Верещагина, Н.В. Результаты мониторинга образовательного процесса. СПб «Детство-пресс» 2011.

10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2007.

свернуть

Памятки для родителей будущих первоклассников.

Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

· Характер формируется до 3-х лет.

· До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

• стабильный режим дня;

• сбалансированное питание;

• полноценный сон;

• прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

1. Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

2. Выполняет утреннюю гимнастику.

3. Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)

4. Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

5. Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

6. Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

7. Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

8. Умеет отдыхать, восстанавливать потраченную энергию.

Через самостоятельность к организованности!

3. Формируйте у ребенка умения общаться:

• обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

• учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

• во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

• выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

• используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.

• развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

• составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

• можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

• знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

• научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

• научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

• научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

6. Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.

• копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и. если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

• избегайте чрезмерных требований к ребенку;

• предоставляйте право на ошибку;

• не думайте за ребёнка;

• не перегружайте ребёнка;

• не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);

• устраивайте ребенку маленькие праздники

свернуть
поделиться в: